Я ДУШУ КЛАДУ НА ЛАДОНИ, ПРИШЕДШЕМУ В ГОСТИ КО МНЕ

«я душу кладу на ладони, пришедшему в гости ко мне»

Матюхов Семен Потапович

Матюхов Семен Потапович (родился 1884 г. Новониколаевский, Сталинградской обл.- 08. 11. 1968 г.) 
Свою трудовую деятельность Матюхов С.П. начал в далеком 1897 на железнодорожной станции Алексиково в должности ремонтного рабочего. В 1905 году распространял среди артельщиков антицарские листовки, привозимые студентами из Москвы. Во время гражданской войны восстанавливал в составе бригады, разрушенные железнодорожные пути на участке Поворино – Филоново. По этой линии проходили ожесточенные бой между белыми и красными. После гражданской войны работал дорожным мастером. 
Когда началась Великая Отечественная война, Матюхов С.П. имел непризывной возраст, но как истинный патриот лично обратился к Народному комиссару Кагановичу Л.М. с просьбой и с призывом к старым кадровым железнодорожникам – работать до конца войны, до светлого дня Победы над фашистскими захватчиками. 
С началом Сталинградской битвы усилилось передвижение поездов, перевозящих боевую технику, продукты питания, лошадей, боеприпасы, а так же эшелоны с военнослужащими. Станция Алексиково Новониколаевского района была намного меньше современной. Когда в 1942 году фронт проходил около Воронежа, станцию Поворино постоянно бомбили. Гремели взрывы. Все привыкли, что бомбят где-то в Воронежской области - над станцией Алексиково тихо. 
А вот 25 июля 1942 года примерно в 16 часов на станцию налетели 16 немецких самолётов. Началось бомбометание на стоящие военные эшелоны. Было сброшено более 200 авиабомб по 300 кг каждая. Эшелоны направлялись на Сталинград. На последних путях стояли вагоны, в них жили железнодорожники со своими семьями. В двух эшелонах были солдаты, боеприпасы, техника и лошади. Когда началась бомбежка, труднее всего пришлось солдатам, находившимся в среднем эшелоне. Начали детонировать и взрываться снаряды и боеприпасы, Матюхов Семен Потапович вместе с железнодорожниками под свист авиабомб, под градом осколков бросился расцеплять вагоны, чтобы сохранить хотя бы часть из них от пожара. Затем после бомбежки поврежденные пути были восстановлены, и без задержки эшелоны были направлены на Сталинград. 
Весь 1942 год был самым напряженным. Приходилось по 2-3 суток не уходить с места работы, невзирая на холода, которые наступили в декабре месяце, задержки поездов по вине железнодорожников не произошло ни разу. 
Закончилась война. По состоянию здоровья и возраста, Матюхов Семен Потапович ушел на пенсию. За долголетний и добросовестный труд награжден медалью «За доблестный труд в ВОВ» от 24 июня 1946 года.

По материалам архива Новониколаевского краеведческого музея

Комментариев нет:

Отправить комментарий