Родился 4 февраля (16 н.с.) в селе Горохове Орловской губернии в семье чиновника уголовной палаты, происходившего из духовного сословия. Детские годы прошли в поместье родственников Страховых, затем в Орле. После выхода в отставку отец Лескова занялся сельским хозяйством в приобретенном им хуторе Панине Кромского уезда. В орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: "Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками... я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей..." В 1841 — 1846 Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось окончить: на шестнадцатом году он потерял отца, а имущество семьи погибло при пожаре. Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений. В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С.Алферьева, Лесков был переведен в Киев чиновником казенной палаты. В доме дяди, брата матери, профессора медицины, под влиянием прогрессивных университетских профессоров пробудился горячий интерес Лескова к Герцену, к великому поэту Украины Тарасу Шевченко, к украинской культуре, он увлекся старинной живописью и архитектурой Киева, став в дальнейшем выдающимся знатоком древнего русского искусства. В 1857 Лесков вышел в отставку и поступил на частную службу в крупную торговую компанию, которая занималась переселением крестьян на новые земли и по делам которой изъездил почти всю Европейскую часть России. Начало литературной деятельности Лескова относится к 1860, когда впервые выступил как прогрессивный публицист. В январе 1861 Лесков поселяется в Петербурге с желанием посвятить себя литературной и журналистской деятельности. Он начал печататься в "Отечественных записках". В русскую литературу Лесков пришел, имея больтой запас наблюдений над русской жизнью, с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах "Погасшее дело" (1862), "Разбойник"; в повестях "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865). В 1862 в качестве корреспондента газеты "Северная пчела" посетил Польшу, Западную Украину, Чехию. Ему хотелось ознакомиться с бытом, искусством и поэзией западных славян, которым он очень симпатизировал. Поездка закончилась посещением Парижа. Весной 1863 Лесков вернулся в Россию. Хорошо зная провинцию, ее потребности, человеческие характеры, подробности быта и глубинные идейные течения, Лесков не принимал выкладки "теоретиков", оторванных от русских корней. Об этом он говорит в рассказе "Овцебык" (1863), в романах "Некуда" (1864), "Обойденные" (1865), "На ножах" (1870). В них обозначена тема неподготовленности России к революции и трагической судьбы людей, связавших свою жизнь с надеждой на ее скорое осуществление. Отсюда и разногласия с революционными демократами. В 1870 — 1880 Лесков многое переоценил; знакомство с Толстым оказывает на него большое влияние. В его творчестве появилась национально-историческая проблематика: роман "Соборяне" (1872), "Захудалый род" (1874). В эти годы написал несколько повестей о художниках: "Островитяне", "Запечатленный ангел". Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищали Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах "Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)" (1881), "Тупейный художник" (1883), "Человек на часах" (1887). В наследии Лескова большое место занимают сатира, юмор и ирония: "Отборное зерно", "Бесстыдник", "Пустоплясы" и др. Повесть "Заячий ремиз" была последним крупным произведением писателя. Умер Лесков в Санкт-Петербурге.
Я ДУШУ КЛАДУ НА ЛАДОНИ, ПРИШЕДШЕМУ В ГОСТИ КО МНЕ
«я душу кладу на ладони, пришедшему в гости ко мне»
16 ФЕВРАЛЯ 185 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.С.ЛЕСКОВА
Родился 4 февраля (16 н.с.) в селе Горохове Орловской губернии в семье чиновника уголовной палаты, происходившего из духовного сословия. Детские годы прошли в поместье родственников Страховых, затем в Орле. После выхода в отставку отец Лескова занялся сельским хозяйством в приобретенном им хуторе Панине Кромского уезда. В орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: "Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками... я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей..." В 1841 — 1846 Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось окончить: на шестнадцатом году он потерял отца, а имущество семьи погибло при пожаре. Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений. В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С.Алферьева, Лесков был переведен в Киев чиновником казенной палаты. В доме дяди, брата матери, профессора медицины, под влиянием прогрессивных университетских профессоров пробудился горячий интерес Лескова к Герцену, к великому поэту Украины Тарасу Шевченко, к украинской культуре, он увлекся старинной живописью и архитектурой Киева, став в дальнейшем выдающимся знатоком древнего русского искусства. В 1857 Лесков вышел в отставку и поступил на частную службу в крупную торговую компанию, которая занималась переселением крестьян на новые земли и по делам которой изъездил почти всю Европейскую часть России. Начало литературной деятельности Лескова относится к 1860, когда впервые выступил как прогрессивный публицист. В январе 1861 Лесков поселяется в Петербурге с желанием посвятить себя литературной и журналистской деятельности. Он начал печататься в "Отечественных записках". В русскую литературу Лесков пришел, имея больтой запас наблюдений над русской жизнью, с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах "Погасшее дело" (1862), "Разбойник"; в повестях "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865). В 1862 в качестве корреспондента газеты "Северная пчела" посетил Польшу, Западную Украину, Чехию. Ему хотелось ознакомиться с бытом, искусством и поэзией западных славян, которым он очень симпатизировал. Поездка закончилась посещением Парижа. Весной 1863 Лесков вернулся в Россию. Хорошо зная провинцию, ее потребности, человеческие характеры, подробности быта и глубинные идейные течения, Лесков не принимал выкладки "теоретиков", оторванных от русских корней. Об этом он говорит в рассказе "Овцебык" (1863), в романах "Некуда" (1864), "Обойденные" (1865), "На ножах" (1870). В них обозначена тема неподготовленности России к революции и трагической судьбы людей, связавших свою жизнь с надеждой на ее скорое осуществление. Отсюда и разногласия с революционными демократами. В 1870 — 1880 Лесков многое переоценил; знакомство с Толстым оказывает на него большое влияние. В его творчестве появилась национально-историческая проблематика: роман "Соборяне" (1872), "Захудалый род" (1874). В эти годы написал несколько повестей о художниках: "Островитяне", "Запечатленный ангел". Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищали Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах "Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)" (1881), "Тупейный художник" (1883), "Человек на часах" (1887). В наследии Лескова большое место занимают сатира, юмор и ирония: "Отборное зерно", "Бесстыдник", "Пустоплясы" и др. Повесть "Заячий ремиз" была последним крупным произведением писателя. Умер Лесков в Санкт-Петербурге.
"И ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ, КАК ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ"
(литературно - музыкальная композиция для учащихся 9-10
классов)
Твердынею, высясь над Волгой.
В кольце неприступных оград
Вещает о славной победе
В огне и дыму Сталинград.
С этих строк началась литературно - музыкальная композиция,
посвящённая 73- й годовщине Сталинградской битвы. Её подготовили и провели
для учащихся средней школы №3 работники центральной библиотеки
Штименко Н.В., Сёмина Г.А. и краеведческого музея Кичигина Н.В.
Кадры довоенной кинохроники вернули присутствующих в мирный город:
девушки в летних платьях, школьники в коротких штанишках, загорелые парни,
переполненные людьми трамваи....
В середине лета 1942 года сражения Великой Отечественной докатились
до берегов Волги. Самый страшный для города день – 23 августа 1942 года.
Бомбардировка началась в 18 часов.
Ведущие подробно
рассказали о сражении и о героях:
* Матвее Путилове
* Михаиле Паникахе
* Гуле Королёвой
В защите Сталинграда
принимали участие и наши земляки.
47 Новониколаевцев навсегда остались лежать в Сталинградской
земле.
Школьники с интересом
слушали рассказ об участницах
Сталинградской битве наших землячек В.А.
Чихаревой, З.С.Зотовой, Н. Горбуновой.
И вот счастливые кадры
кинохроники: оборона противника была прорвана. Не смогли фашисты взять
Сталинград. Стали утверждать, что Сталинград неприступная крепость. Мужество
наших солдат – вот о какую крепость сломали в Сталинграде фашисты шею.
На Волге возродился
град
Ещё прекрасней
и чудесней
Для нас он
– прежний Сталинград.
Его не
вычеркнешь из песни.
После мероприятия
школьники ещё много подробностей о великом сражении узнали от Кичигиной Н.В. у
стендов краеведческого музея.
Надеемся , что это
мероприятие оставило в сердцах подростков память о воинах, отстоявших ценой
своей жизни наш Сталинград и нашу Родину.
14 ФЕВРАЛЯ ДЕНЬ ВСЕХ ВЛЮБЛЁННЫХ
История праздника
История праздника День святого Валентина для детей
Мы
предлагаем вашему вниманию рассказ для детей и школьников об истории необычного
праздника: День святого Валентина — праздник всех влюбленных.
Расскажем о
традициях этого праздника и о том как встречают день всех влюбленных в разных
странах.
День святого Валентина отмечают 14
февраля
День святого
Валентина — самый
романтичный праздник! Во всем мире его отмечают как день любви: мальчики и
девочки, мужчины и женщины обмениваются валентинками— поздравительными открытками в форме сердечек. Эта традиция появилась
очень давно, еще в VII веке. А вот как именно она появилась?
Существует
множество легенд. Валентин, по версии католической церкви, действительно
исцелил слепую девочку — дочь сановника Астерия. Астерий уверовал во Христа и
принял крещение. Клавдий после этого приказал казнить Валентина. То есть
Валентин пострадал за веру, а потому и был причислен к лику святых.
Более
романтична другая легенда. В 269 году римский император Клавдий II запретил
своим легионерам жениться, чтобы семья не отвлекала их от военных дел. Но
нашелся единственный во всем Риме христианский проповедник Валентин, который
сочувствовал влюбленным и старался им помочь. Он мирил поссорившихся
возлюбленных, сочинял для них письма с признаниями в любви, дарил цветы молодым
супругам и тайно венчал легионеров — вопреки закону императора.
Клавдий II,
узнав об этом, велел схватить священника и бросить его в тюрьму. Но и там
Валентин продолжал творить добрые дела. Он влюбился в слепую дочь своего палача
и исцелил ее. А произошло это так: перед казнью молодой священник написал
девушке прощальную записку с объяснением в любви, подписанную: «От Валентина».
Получив эту весточку, дочь тюремщика прозрела. Валентина казнили 14 февраля 269
года. С этих пор люди отмечают этот день как праздник влюбленных.
Через двести
лет Валентина провозгласили Святым, покровителем всех влюбленных. Всемирный
праздник признаний в любви теперь отмечается повсеместно. А в память о письме,
написанном Валентином своей возлюбленной, 14 февраля влюбленные дарят друг
другу поздравительные открытки — валентинки. Согласно традиции, их не
подписывают, а почерк стараются изменить: считается, что человек должен сам
догадаться, кто прислал ему валентинку. Кроме валентинок в этот день мужчины
дарят своим любимым цветы, чаще всего красные розы.
Согласно
зарубежным народным сказкам, именно в этот день все птицы выбирают себе пару. А
еще существует поверье, по которому первый мужчина, повстречавшийся девушке 14
февраля, должен стать ее «Валентином», даже если он ей не слишком понравится.
Постепенно
День святого Валентина из католического праздника превратился в светский. Его
любят мужчины и женщины, мальчики и девочки. Этот праздник отмечают с
удовольствием, хотя он не числится в календаре среди официальных праздников.
В России
День святого Валентина стали отмечать сравнительно недавно — где-то в конце
прошлого века. Причем в этот день все поздравляют не только своих возлюбленных,
но и друзей. Что ж, почему бы и нет? Ведь это прекрасный повод пожелать друзьям
любви и счастья! Кстати, в Финляндии этот день действительно празднуется не
только как День влюбленных, но и как День друзей!
Как в разных странах празднуют День святого Валентина
Почти во
всех странах в День святого Валентина принято дарить любимым подарки и
валентинки. А еще в этот день любят устраивать свадьбы и венчаться. Но нужно
отметить, что День святого Валентина популярен все-таки не везде. Например, в
Саудовской Аравии этот праздник вообще запрещен. В стране даже существует
специальная комиссия, которая строго следит за тем, чтобы День влюбленных никто
не отмечал.
Америка
В начале XIX
века у американцев появился обычай — в День святого Валентина дарить
возлюбленным фигурки из марципана. А марципаны в те времена считались большой
роскошью! И еще у американских детей в этот день принято дарить подарки больным
и одиноким людям.
Англия
В Англии
раньше вырезали деревянные «ложки любви» и дарили их своим любимым. Их украшали
сердечками, ключами и замочными скважинами, что символизировало: путь к сердцу
открыт.
Есть очень
красивая легенда о том, как Афродита наступила на куст белых роз и обагрила
розы своей кровью. Так появились красные розы. Считается, что родоначальником
традиции дарить возлюбленным именно красные розы выступил Людовик XVI, который
преподнес такой букет Марии-Антуанетте.
Еще в Англии
есть поверье — первый мужчина, которого увидишь в этот день, и есть твой
суженый. Поэтому незамужние девушки встают в этот день пораньше и бегут к окну
— высматривать суженого.
Франция
В День
влюбленных французы проводят различные романтические конкурсы. Например, очень
популярен конкурс на самую длинную серенаду — песню о любви. А еще именно во
Франции впервые было написано послание-четверостишие. И конечно, принято дарить
в этот день драгоценности.
Япония
Этот праздник
в Японии празднуется с 30-х гг. прошлого века. Интересно, что в Японии День
святого Валентина считается исключительно мужским праздником, поэтому подарки
на этот праздник дарят в основном мужчинам, как правило, шоколад (в основном в
виде фигурки святого Валентина), а также всевозможные одеколоны, бритвы и т. п.
И если женщина подарила мужчине такую шоколадку, то ровно через месяц, 14
марта, он преподносит ей ответный подарок — белый шоколад. Так что 14 марта у
японцев снова наступает праздник, который называется «Белый день».
А еще японцы
проводят конкурс на самое громкое и яркое любовное послание. Юноши и девушки
взбираются на помост и кричат оттуда о своей любви.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)