Я ДУШУ КЛАДУ НА ЛАДОНИ, ПРИШЕДШЕМУ В ГОСТИ КО МНЕ

«я душу кладу на ладони, пришедшему в гости ко мне»

Откуда есть пошел бородинский хлеб

Большая часть продуктов, которые можно было бы назвать «контролируемыми по происхождению», окутана массой легенд и мифов. Больше всего 
в этом отношении повезло бородинскому хлебу - происхождение его туманно, зато любовь к нему всенародна.





О БОРОДИНСКОМ ХЛЕБЕ НАЧИНАЕШЬ СКУЧАТЬ, ЛИШЬ ЗАМЕТИВ ЕГО ОТСУТСТВИЕ. Без ржаного хлеба с тминным запахом юности не обходились советские застолья, когда старшие непременно делали бутерброды с рижскими шпротами или селедкой с луком. Ведь «пожени» селедку пусть даже с лучшим белым хлебом - и осквернишь два хороших продукта. Одним словом, бородинский по праву восседает на хлебном Олимпе. Но почему ржаной хлеб называется бородинский? И «Википедия», и ученые из Института хлеба единодушны в одном - корни бородинского хлебопечения надо искать на западе от Москвы, рядом с деревушкой Бородино, которую после знаменитого сражения запомнила вся Россия.

ДО 1812 ГОДА О СУЩЕСТВОВАНИИ БОРОДИНО МОСКВИЧИ НЕ ЗНАЛИ. Маргарита Тучкова (урожденная Нарышкина), увидев во сне, как ее муж генерал Александр Тучков погибнет при Бородино, две недели исследовала французские атласы в поисках места, пока не подсказал кто-то из прислуги. Село даже не было отмечено на военной карте Ревельского полка, а по этой карте Тучков, возглавлявший полк, повел солдат в августе 1812 года. Существует две версии о рождении хлеба под Бородино. Первая, на мой взгляд, слишком романтична и возвышенна, чтобы быть правдой. В 1812 году накануне сражения в суете посреди дороги оставили телегу с мешками муки и тмина, которую во время боя пушечным ядром разнесло в щепки. Мука и тмин высыпались и перемешались. Крестьяне, чтобы не пропадать добру, испекли хлеб из получившейся смеси. Но в кулинарных хрониках обязательна коммерческая дотошность: кто, где и когда поставил на поток гастрономическую удачу? А упоминаний нет. По второй версии, хлеб стали печь в Спасо-Бородинском монастыре, основанным Маргаритой Тучковой. Генерал действительно погиб при бородинском сражении. Вдова генерала поселилась рядом с местом гибели мужа, а через несколько лет, похоронив единственного сына, основала обитель. Первые годы сестры обустраивались, налаживали быт и, судя по дневникам Тучковой, были вынуждены покупать хлеб. А впоследствии организовали собственную пекарню, где и изобрели собственный рецепт ржаного хлеба, названый впоследствии «бородинским».

В ВОСЬМИДЕСЯТЫХ ГОДАХ XX ВЕКА СЕСТРЫ ОБНАРУЖИЛИ В АРХИВАХ ПИСЬМЕННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ХЛЕБЕ И ЗАПИСАЛИ ВОСПОМИНАНИЯ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ. Нынешняя игумения Серафима говорит, что рецепт того самого монастырского хлеба им отыскать пока не удалось. Монастырь закрыли в 1929 году, а тремя годами ранее, в 1926 году, русский пекарь-технолог Георгий Соколовский впервые описал бородинский как буханку, чья рецептура и вкус были прекрасно известны. Хотя в дореволюционных книгах упоминания бородинского нет. Объяснение, как это обычно бывает в продуктовой эволюции, очень простое - ржаной хлеб с тмином называли монастырским, от монахинь Спасо-Бородинского монастыря. Но что уникального в рецепте монастырского хлеба? Главное отличие бородинского в добавлении тмина, ячменного солода и соли. Хлеб выпекали из пеклеванной ржаной муки, которую вдобавок заваривали кипятком, добавляли закваску и на получившейся опаре ставили тесто. Рецепт удачного монастырского хлеба перенесли на советскую почву, и в 1932 году рецепт распространили по всем заводам. Из подмосковной гастрономической звезды бородинский превратился во всесоюзную знаменитость, до сих пор пользующуюся уважением. Сейчас сестры в Спасо-Бородинском торгуют фабричными тульскими пряниками и экспериментируют с рецептами собственного хлеба. Хотят, по словам послушницы Ирины, выпекать свой бездрожжевой хлеб и минувшим летом даже посадили в огороде хмель: «Иначе никак. Ведь все, кто приезжает, про бородинский и монастырский хлеб спрашивают».

Комментариев нет:

Отправить комментарий