Я ДУШУ КЛАДУ НА ЛАДОНИ, ПРИШЕДШЕМУ В ГОСТИ КО МНЕ

«я душу кладу на ладони, пришедшему в гости ко мне»

19 ФЕВРАЛЯ 85 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.Д. ЛАРИОНОВОЙ

  Ларионова Алла Дмитриевна


Родилась 19 февраля 1931 года в Москве на Спартаковской улице, прямо напротив Елоховской церкви.

Заслуженная артистка РСФСР (26.11.1965).
Народная артистка РСФСР (9.02.1990).

Отец – директор райпищеторга, мать – завхоз в детском саду.
Матушка-природа не поскупилась и одарила её по высшему разряду. У неё была не просто хорошая фигура, но стан, не глаза – но очи, не волосы – но роскошная грива, не губы – но «сплошное целованье» (совсем по Марине Цветаевой). Однако Алла Ларионова всегда относилась к своей внешности с иронией.
В 1947-м судьба подкараулила свою жертву, восьмиклассницу Аллочку Ларионову, на улице, приняв облик расторопного ассистента режиссёра по актёрам: «Девочка, хочешь сниматься в кино?». На этот раз согласие мамы не потребовалось, потому что девочка тут же ответила: «Да!». Она была тогда достаточно высокой, курносой, с косичками и веснушками. Ларионову поставили на учёт в актёрский отдел «Мосфильма» и стали приглашать в массовку. Первое появление в кадре - фильм А. Довженко "Мичурин".
Поскольку сниматься иногда приходилось и ночами, учёбу Алла совершенно забросила, школу еле-еле вытянула на тройки.
Окончив школу, она не раздумывая подала документы сразу в два института – ГИТИС и ВГИК. В ГИТИСе экзамены принимал Гончаров: «А он такой красивый был! Я от волнения забыла текст, который должна была читать. И он так не без ехидства меня спрашивает: "Девочка, сколько тебе лет?". – "17", – говорю. А он: "Так в 17 лет надо память получше иметь...".

Во ВГИКе набирал курс Сергей Аполлинариевич Герасимов. Ларионова ему категорически не понравилась. "У неё нос большой и губы," – сказал мэтр жене и пожизненной своей ассистентке, «Хозяйке Медной горы» Тамаре Фёдоровне Макаровой, – "Она некрасивая и нефотогеничная". Но Макарова, которой девушка приглянулась, уговаривала: "Серёженька, присмотрись к ней повнимательней, она славненькая – какие глазки, какие волосики!". И – убедила. Но обо всём этом Алла Дмитриевна узнала позже.
Гадкий утёнок довольно быстро превратился в прекрасного лебедя – самого красивого не только на курсе у Герасимова, но и во всём советском кино 1950-х годов.

С 1953 года – актриса Театра-студии киноактёра.
В кино начала сниматься ещё будучи студенткой, её первая роль в картине "Садко". Фильм имел потрясающий успех! Ошеломляющая славянская красота Аллы Ларионовой нисколько не проигрывала рядом с экзотической внешностью молоденькой жены Вертинского Лидии. С нею она ездила на международный кинофестиваль в Венецию, и итальянские газеты писали: «Самая молодая, самая веселая, самая красивая!», "Солнце Венеции – в волосах у Аллы". После конкурсного показа фильма «Садко», получившего главную награду фестиваля – «Золотого льва», на неё буквально накинулись режиссёры и продюсеры. Она стала первой советской киноактрисой, которую позвал Голливуд. Сам Чаплин пригласил её сниматься в своём фильме, но тогдашние власти не разрешили Ларионовой работать за "железным занавесом". Случись это, артистическая судьба её могла бы сложиться иначе и её, вероятно, узнал бы весь мир. Чуда не произошло. По-настоящему узнала Аллу Ларионову только наша страна после "Анны на шее". Ларионова и потом немало снималась – были в общей сложности около сорока ролей, но именно чеховская Анна так и осталась на всю жизнь её талисманом. К сожалению, в последние годы жизни она до обидного мало снималась, но ездила по России на кинофестивали, а в советское время участвовала в практиковавшихся на больших стадионах празднествах под названием "Товарищ кино" или, к примеру, вместе с вахтанговскими актерами Вячеславом Шалевичем и Марианной Вертинской колесила по стране со спектаклем "Деньги, коварство и любовь", где ей досталась роль, которую раньше играла Людмила Целиковская. Как актриса она, несомненно, сумела бы сделать неизмеримо больше того, что ей удалось, будь к ней внимательнее наш кинематограф. И всё же в последний год жизни Гильдия актёров кино России удостоила её призом "За выдающийся вклад в профессию".

Последним фильмом Аллы Ларионовой стала курсовая работа тоже студента ВГИКа, который заканчивала когда-то и она, – у фильма было пророческое название: "Тихий ангел прилетел...".
Каждая роль Аллы Ларионовой становилась событием в кино. И сегодня, стоит ей появиться на экране в лентах прошлых лет, её образ завораживает. Это и называется – Актриса на века. Последние годы играла в антрепризе.

После приезда в Москву с гастролей из Белгорода, во вторник вечером 25 апреля 2000 года, она легла спать и... не проснулась. Актриса умерла в Страстную неделю, перед Пасхой. Похоронена 28 апреля на Троекуровском кладбище Москвы, рядом с могилой мужа – артиста Николая Рыбникова (1930-1990).

1 комментарий: