Николай
Степанович Гумилев (1886-1921)
— русский поэт. В 1910-ых годах был одним из
ведущих представителей акмеизма. Для его стихов характерны апология «сильного человека» — воина и
поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники «Романтические
цветы», 1908, «Костер», 1918, «Огненный столп», 1921). Переводы. Был расстрелян
как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева
прекращено за отсутствием состава преступления. Отец ученого-этнолога, историка и
доктора исторических и географических наук Льва Николаевича Гумилева.
Николай
Гумилев родился 15 апреля (3 апреля по старому стилю) 1886 года, в Кронштадте. Его отец
был морским врачом. В детстве жил в Царском Селе, с 1895 — в Петербурге, в
1900-1903 годах — в Тифлисе, где в 1902 в местной газете впервые было
опубликовано его стихотворение. Учился в петербургской и
тифлисской гимназиях.
Осенью 1903 года
семья Гумилевых вернулась в Царское Село, где юноша в 1906 году завершил
гимназическое образование. На литературные вкусы начинающего
поэта, по-видимому, оказал влияние директор Царскосельской гимназии поэт
Иннокентий Федорович Анненский; повлияли также труды Фридриха Ницше и стихи символистов.
«Путь конквистадоров»
Анна Ахматова и Николай Гумилев с маленьким сыном —
будущим знаменитым историком Л. Н. Гумилевым. 1915 год.
|
В первых
сборниках стихов Николая Степановича — «Путь конквистадоров» (1905),
«Романтические цветы» (1908; отмечен обращением к экзотической тематике) —
нашло отражение чувство Гумилева к Анне Горенко, будущей Анне Андреевне Ахматовой, с которой он познакомился в 1903
году в Царском Селе (их брак, заключенный в 1910, спустя три
года распался). Определяющим для поэзии Гумилева стал образ одинокого
завоевателя, противопоставляющего свой мир тусклой действительности.
Странствия Николая Степановича
В 1906 году
Николай Гумилев уехал в Париж, где слушал лекции в Сорбонне,
изучал французскую литературу, живопись, театр. Выпустил три номера
литературно-художественного журнала «Сириус» (1907). В 1908
путешествовал по Египту (позднее
еще трижды ездил в Африку — в 1909, 1910, 1913, собирал народные песни, образцы изобразительного искусства, этнографические материалы).
«Письма о русской поэзии»
Некоторое
время (1908-09) Гумилев обучался в Петербургском университете — на
юридическом, затем на историко-филологическом факультете. Одновременно он
познакомился с русским поэтом Вячеславом Ивановичем Ивановым, печатался в
газете «Речь», журналах «Весы», «Русская мысль» и др., издавал сборник стихов
«Жемчуга» (1910). Гумилев принимал участие в организации журнала «Аполлон»
(1909), в котором вплоть до 1917 года вёл постоянную рубрику «Письма о русской
поэзии» (отдельное издание — 1923), снискавшую ему репутацию проницательного критика: «его оценки всегда по существу;
они выявляют в кратких формулах самую сущность поэта» (Валерий Яковлевич Брюсов).
Гумилевский акмеизм
Желание
освободиться от опеки Вячеслава Иванова и организационно отмежеваться от
«теургического» символизма привело к созданию в 1911 году
«Цеха поэтов», в который вместе с Гумилевым, руководившим им в качестве
«синдика», вошли Анна Ахматова, Сергей Митрофанович Городецкий, Осип Эмильевич
Мандельштам, Михаил Александрович Зенкевич и другие поэты-акмеисты. Объявив
новое направление — акмеизм — наследником символизма, закончившего «свой путь
развития», Гумилев призывал поэтов вернуться к «вещности» окружающего мира
(статья «Наследие символизма и акмеизм», 1913). Первым акмеистическим
произведением Гумилева считается поэма «Блудный сын», включенная в его
сборник «Чужое небо» (1912). Критика отмечала виртуозное владение формой: по
словам Брюсова, значение стихов Гумилева «гораздо больше в том, как он говорит,
нежели в том, что он говорит». Следующий сборник «Колчан» (1916), драматическая
сказка «Дитя
Аллаха» и драматическая поэма «Гондла» (обе 1917) свидетельствуют об усилении в
творчестве Николая Гумилева повествовательного
начала.
Война
Житейское
поведение Гумилева соотносилось с его поэзией: романтический пафос
конквистадорства он транспонировал из стихов в жизнь, преодолевая собственные
слабости, исповедуя личный культ победы. В начале Первой мировой войны (Great War) Н.
Гумилев поступил добровольцем в уланский полк; был награжден двумя
Георгиевскими крестами. По воспоминаниям сослуживцев, его влекло к опасности.
В 1916 году
Николай Степанович добилтся отправки в русский экспедиционный корпус на
Салоникский фронт, но задержался в Париже, где
общался с Михаилом Федоровичем Ларионовым и Наталией Сергеевной
Гончаровой, а также с
французскими поэтами (в том числе с Гийомом Аполлинером).
Возвращение в Россию и гибель Гумилева
В 1918 году
Николай Гумилев вернулся в Россию. Был привлечен писателем Максимом Горьким к работе в издательстве «Всемирная литература», читал
лекции в институтах, преподавал в литературных студиях. Занимался переводами (эпос о Гильгамеше, английская и французская поэзия). Издал несколько сборников
стихов, в том числе лучшую свою книгу «Огненный столп» (1921; посвящена
его второй жене — Анне
Николаевне Энгельгардт, дочери историка и литературоведа Николая Александровича
Энгельгардта).
Осенью 1920
года Николай Гумилев неопределенно обещал участникам так называемого
«таганцевского заговора» свое содействие в случае антиправительственного
выступления и номинально вовлекается в конспиративную деятельность. 3 августа 1921 он был арестован Петроградской
Чрезвычайной Комиссией, 24 августа приговорен к расстрелу. На следующий день
приговор был приведен в исполнение.
«Мужественный романтизм»
Н.С. Гумилев
ввел в русскую поэзию «элемент мужественного романтизм» (Д. Святополк-Мирский), создал
собственную традицию, опирающуюся на принцип аскетически
строгого отбора поэтических средств, сочетание напряженного лиризма и патетики с легкой иронией.
«Эпиграмматичность строгой словесной формулы» (Виктор Максимович Жирмунский),
выверенная композиция в его последних сборниках стали вместилищем
концентрированного духовного опыта всего постсимволистского поколения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий