ПОЭТ БЕССМЕРТНЫЙ И НАВСЕГДА МОЛОДОЙ
литературная страничка посвящена дню памяти
М.Ю. Лермонтова
Мать-Россия,
сколь много в веках твоих зла,
сколько в душах холодных — гнетущего пыла!
…Небывалого
миру птенца родила,
а когда он до неба поднялся, — убила…
Г. Горбовски
27 июля (по новому стилю) 1841 года Россия
потеряла одного из своих ярчайших сынов, гениального русского поэта и прозаика Михаила
Лермонтова, одного из самых юных классиков в истории мировой литературы,
которому судьба отвела всего 13 лет творчества. Он был убит
на дуэли.
Фактически, в то время, дуэль являлась
узаконенным убийством. Так убивали лучших из лучших, лишая Россию ее певцов. До
Лермонтова эту судьбу повторил А.С. Пушкин.
Существует множество версий причины дуэли,
рассматривать их всех – дело неблагодарное. Но в случае с Лермонтовым, травля
не ограничилась его смертью. Нужно было опорочить его имя, сделать из него
«борца с Россией, русскими людьми, Православием, и Самодержавием». Поэтому были
включены методы, которые сейчас называются «информационными технологиями».
Каждый, кто учился в
советской школе помнит, что имя Лермонтова, прежде всего, ассоциировалось со
стихотворением «Прощай, немытая Россия».
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна
господ,
И вы, мундиры
голубые,
И ты, им преданный
народ.
Быть может, за стеной
Кавказа
Сокроюсь от твоих
пашей,
От их всевидящего
глаза,
От их всеслышащих
ушей
Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из
удивительнейших явлений в русской литературе, переоценить которое очень сложно.
Михаил Лермонтов погиб, не дожив до 27 лет, однако созданное им за эти годы в
поэзии, прозе, драматургии, дало ему право войти в число великих русских
писателей. Его творчество получило отклик в живописи, театре, кинематографе,
стало подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного искусства,
оказало огромное влияние на виднейших писателей и поэтов XIX-XX веков. Всемирно
признанный столп русской словесности Лев Николаевич Толстой признавался, что
его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородино». Александр Блок в
1920 году написал об этом точно и кратко: «Наследие Лермонтова вошло в плоть и
кровь русской литературы».
Лучшие произведения:
Осень
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
К
гению (отрывок)
Когда во тьме ночей мой не
смыкаясь взор
Без цели бродит вкруг, прошедших дней укор
Когда зовет меня, невольно, к вспоминанью:
Какому тяжкому я предаюсь мечтанью!..
О сколько вдруг толпой теснится в грудь мою
И теней, и любви свидетелей!.. Люблю!
Твержу забывшись им. Но полный весь тоскою
Неверной девы лик мелькает предо мною…
Так, счастье ведал я, и сладкий миг исчез,
Как гаснет блеск звезды падучей средь небес!
Но я тебя молю, мой неизменный Гений:
Дай раз еще любить! дай жаром вдохновений
Согреться миг один, последний, и тогда
Пускай остынет пыл сердечный навсегда.
Но прежде там, где вы, души моей царицы,
Промчится звук моей задумчивой цевницы!
Молю тебя, молю, хранитель мой святой,
Над яблоней мой тирс и с лирой золотой
Повесь и начерти:...
Без цели бродит вкруг, прошедших дней укор
Когда зовет меня, невольно, к вспоминанью:
Какому тяжкому я предаюсь мечтанью!..
О сколько вдруг толпой теснится в грудь мою
И теней, и любви свидетелей!.. Люблю!
Твержу забывшись им. Но полный весь тоскою
Неверной девы лик мелькает предо мною…
Так, счастье ведал я, и сладкий миг исчез,
Как гаснет блеск звезды падучей средь небес!
Но я тебя молю, мой неизменный Гений:
Дай раз еще любить! дай жаром вдохновений
Согреться миг один, последний, и тогда
Пускай остынет пыл сердечный навсегда.
Но прежде там, где вы, души моей царицы,
Промчится звук моей задумчивой цевницы!
Молю тебя, молю, хранитель мой святой,
Над яблоней мой тирс и с лирой золотой
Повесь и начерти:...
Встреча
(Из Шиллера)
1
Она одна меж дев своих
стояла,
Еще я зрю ее перед собой;
Как солнце вешнее, она блистала
И радостной и гордой красотой.
Душа моя невольно замирала;
Я издали смотрел на милый рой;
Но вдруг как бы летучие перуны
Мои персты ударились о струны.
Еще я зрю ее перед собой;
Как солнце вешнее, она блистала
И радостной и гордой красотой.
Душа моя невольно замирала;
Я издали смотрел на милый рой;
Но вдруг как бы летучие перуны
Мои персты ударились о струны.
2
Что я почувствовал в сей
миг чудесный,
И что я пел, напрасно вновь пою.
Я звук нашел дотоле неизвестный,
Я мыслей чистую излил струю.
Душе от чувств высоких стало тесно,
И вмиг она расторгла цепь свою,
В ней вспыхнули забытые виденья
И страсти юные и вдохновенья.
И что я пел, напрасно вновь пою.
Я звук нашел дотоле неизвестный,
Я мыслей чистую излил струю.
Душе от чувств высоких стало тесно,
И вмиг она расторгла цепь свою,
В ней вспыхнули забытые виденья
И страсти юные и вдохновенья.
1829
Перчатка
(отрывок)
ПЕРЧАТКА (Из Шиллера)
Вельможи толпою стояли
И молча зрелища ждали;
Меж них сидел
Король величаво на троне;
Кругом на высоком балконе
Хор дам прекрасный блестел.
И молча зрелища ждали;
Меж них сидел
Король величаво на троне;
Кругом на высоком балконе
Хор дам прекрасный блестел.
Вот царскому знаку
внимают.
Скрыпучую дверь отворяют,
И лев выходит степной
Тяжелой стопой.
И молча вдруг
Глядит вокруг.
Зевая лениво,
Трясет желтой гривой
И, всех обозрев,
Ложится лев.
Скрыпучую дверь отворяют,
И лев выходит степной
Тяжелой стопой.
И молча вдруг
Глядит вокруг.
Зевая лениво,
Трясет желтой гривой
И, всех обозрев,
Ложится лев.
И царь махнул снова,
И тигр суровый
С диким прыжком
Взлетел опасный
И, встретясь с львом,
Завыл ужасно;
Он бьет хвостом,
И тигр суровый
С диким прыжком
Взлетел опасный
И, встретясь с львом,
Завыл ужасно;
Он бьет хвостом,
Потом
Тихо владельца обходит,
Глаз кровавых не сводит…
Но раб пред владыкой своим
Тщетно ворчит и злится:
И невольно ложится
Он рядом с ним.
Тихо владельца обходит,
Глаз кровавых не сводит…
Но раб пред владыкой своим
Тщетно ворчит и злится:
И невольно ложится
Он рядом с ним.
Сверху тогда упади
Перчатка с прекрасной руки...
Перчатка с прекрасной руки...
Художественное наследие М.
Ю. Лермонтова составляет более 400 произведений живописи и графики. Сюжеты
картин и рисунков прямо перекликаются со стихотворными строками, а наброски в
альбомах красноречиво повествуют о событиях жизни поэта. Галерея портретов
современников: московских и петербургских знакомых, воспитанников Школы юнкеров
и гвардейских подпрапорщиков, товарищей по Нижегородскому драгунскому полку, пейзажи
Кавказа, батальные сцены и бытовые зарисовки не только связаны с эпизодами
жизни Лермонтова, но передают атмосферу, дух и характер эпохи.
Материал
подготовлен на основе информации открытых источников