Алексе́й
Миха́йлович Жемчу́жников (10 [22] февраля 1821, Почеп, Мглинский уезд, Черниговская губерния — 25
марта [7 апреля] 1908, Тамбов) — русский лирический поэт, сатирик и юморист.
Один из создателей образа Козьмы Пруткова.
Биография
Алексей
Михайлович Жемчужников родился 10 февраля 1821 года в местечке Почеп
Черниговской губернии. В 1822 году семья Жемчужниковых переехала в родовое
имение — деревню Павловку Елецкого уезда Орловской губернии. Отец его — Михаил
Николаевич Жемчужников(1788-1865) — вначале был военным, затем крупным
чиновником, сенатором. Мать — Ольга Алексеевна(1799-1833), в девичестве
Перовская, принадлежала к известному роду Разумовских-Перовских, который дал
крупных политических деятелей, писателей. Ее брат Алексей Алексеевич Перовский
известен как писатель Антоний Погорельский, сын ее сестры — Алексей
Константинович Толстой. К этому же роду принадлежала Софья Перовская.
Вырос в
родовом имении Павловка под Ельцом, затем учился в Первой Санкт-Петербургской
гимназии и в Училище правоведения. . Он не знал военной муштры, которую в
полной мере испытали на себе его братья — Лев, Владимир и Михаил, определенные
после смерти матери в Первый кадетский корпус. Один из братьев, Михаил, умер
перед самым выпуском из корпуса, не выдержав его сурового режима.
Совсем иная
атмосфера была в Училище правоведения, где будущий поэт учился с 1835 со 1841
год. Преподаватели развивали в своих питомцах художественный вкус, поощряли
творчество. В Училище выходил рукописный журнал, в котором принимал участие и
Алексей Жемчужников. Достаточно вольные умонастроения, царившие в тот период
среди части преподавателей и учеников, безусловно, благотворнейшим образом
сказались на выработке идейной позиции будущего поэта.
Жемчужников
служил в Сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской
губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря
Государственного совета. Его карьера развивалась довольно успешно, однако в
1858 он вышел в отставку, что было жестом отчасти демонстративным.
В 1850 году
в журнале «Современник» он поместил одноактную комедию «Странная ночь». Это
было первое произведение, опубликованное А. М. Жемчужниковым в печати. Вместе
со своим двоюродным братом А. К. Толстым он пишет комедию «Фантазия», которая 8
января 1851 года была поставлена на сцене Александрийского театра в Петербурге.
Это был водевиль, в котором авторы издевались над убожеством тогдашнего
комедийного театрального репертуара. Эффект от спектакля был ошеломляющим. По
велению Николая I «Фантазию» запретили к дальнейшей постановке на сцене.
Фактически это был дебют Козьмы Пруткова, писателя, созданного воображением
братьев Жемчужниковых и Алексея Константиновича Толстого. В Козьме Пруткове
соединились свойственный николаевским временам гипноз чина, тупоумие, духовное
ничтожество казенных людей, их легкомыслие и самодовольство. В 1854 году в
юмористическом отделе «Современника» были напечатаны «Досуги Козьмы Пруткова».
По выходе в
отставку Алексей Михайлович переезжает из Петербурга в Калугу, где жила его
сестра Анна, ставшая к тому времени женой калужского губернатора и соученика
Жемчужникова по Училищу правоведения В. А. Арцимовича. Калужский период своей
жизни поэт впоследствии назовет «светлым праздником». С Виктором Арцимовичем —
весьма либеральным губернатором — Жемчужников был близок по взглядам. Но дело
не только в этом. Россия
жила в преддверии надвигающихся реформ, решения крестьянского вопроса. И этот,
главный тогда, русский вопрос в Калуге вместе с Жемчужниковым обсуждали жившие
там декабристы К. П. Оболенский, Г. С. Батеньков, П. Н. Свистунов, С. Н.
Кашкин. Круг людей в высшей степени замечательный. Чего стоит один Гавриил
Степанович Батеньков, тридцать лет просидевший в одиночном заключении, человек,
до глубокой старости сохранивший чистоту и ясность мысли, не растерявший
свободолюбивых идеалов молодости, поэт, предвосхитивший искания поэзии XX века.
Вплоть до
отъезда в 1863 году за границу Жемчужников живет то в Калуге, то в Москве. Этот
период его жизни освящен не только дружбой с близкими по духу людьми, но и
семейным счастьем. Его жена Елизавета Дьякова происходила из семьи, связанной
дружескими узами с Л. Н. Толстым, к которому поэт до конца дней своих испытывал
глубокое уважение. Но не минует Жемчужниковых и горечь утраты, умирает их
маленький сын. За границей Алексею Михайловичу будет суждено пережить болезнь и
смерть горячо любимой жены (1875).
В 1863—1884
Жемчужников живёт за границей: в Германии, Швейцарии, Италии, Франции.
Знание
ситуации в России, конечно, не могло не удерживать Жемчужникова от возвращения
домой после смерти жены. Вернулся в Россию Жемчужников в 1884 году.).
В это время
Жемчужников активно участвует в литературно-общественной жизни. Он сближается
со многими литераторами того времени, например, с крупным философом и поэтом
Владимиром Соловьевым. В нем Жемчужников увидел родственного по духу поэта. Они
во многом сходно относились к некоторым фигурам официальной России.
После
возвращения на родину поэт подолгу живет в провинции. В основном в Тамбове и в
Тамбовской губернии, в имении Ильиновке М. А. Боратынского — мужа старшей своей
дочери Ольги. Михаил Андреевич приходился родственником знаменитому поэту
Евгению Абрамовичу Боратынскому.
Здесь в
окружении родных, он находил покой, необходимый в преклонные лета. В тихом
провинциальном Тамбове семидесятилетнему А. М. Жемчужникову, по его
собственному признанию «писалось более чем когда-либо в моей жизни». Здесь же
он активно участвовал в культурной жизни края — выступал с лекциями о
литературе в учебных заведениях города, читал произведения русских писателей
для слушателей народных чтений.
Умер поэт в
Тамбове 7 апреля 1908 года, в доме на Араповской улице (ныне улица М.
Горького). К сожалению, дом не сохранился. В здании Тамбовского отделения
Сбербанка России открыта комната-музей, а на здании мемориальная доска А. М.
Жемчужникова.
По завещанию
похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Творчество
После
окончания Училища Жемчужников состоял на службе в департаменте Сената, в
Государственной канцелярии. Именно в это время он, вместе с родными братьями
Владимиром и Александром, двоюродным братом А. К. Толстым создаёт образ Козьмы
Пруткова, директора Пробирной Палатки, ставший одной из бессмертных
литературных масок. Козьма Прутков затмил славой своих создателей. В литературе
трудно назвать случай, когда бы литературный псевдоним воспринимался как
реальная личность, обрел прочную самостоятельность. Первые произведения за
подписью Козьмы Путкова появились в «Современнике» в 1854 году. Это были
эпиграммы, басни, афоризмы. И пошли вскоре гулять по свету плоды прутковских
раздумий, написанные как литературные шутки.
Афоризмы К.
Пруткова давно вошли в нашу речь, многие из них употребляются в качестве
пословиц:
Никто не обнимет необъятного.
Смотри в корень!
Если хочешь быть счастливым, будь им.
Лучше скажи мало, но хорошо.
Никто не обнимет необъятного.
Смотри в корень!
Если хочешь быть счастливым, будь им.
Лучше скажи мало, но хорошо.
За плечами у
Жемчужникова был и шумный успех сочинений Козьмы Пруткова, и публикации
собственных произведений в «Современнике», «Отечественных записках», «Библиотеке
для чтения», «Русском вестнике». Публикации не очень частые, но все-таки
достаточные для того, чтобы составить имя в литературных кругах, чтобы и после
десятилетнего затем молчания его еще помнили, считались с его мнением.
Жемчужников не печатается с 1859 по 1869 год и почти не пишет в это время. Не
присоединившись ни к одному из литературных направлений, строго оценивая свое
дарование, он считает свой поэтический голос слишком слабым на фоне сильно
звучащих голосов Некрасова и Фета.
Такие его
стихотворения, как «Современные песни», напечатанные Некрасовым в IV томе
«Отечественных записок» за 1870 год, свидетельствуют о глубоком знании и
чувствовании происходящего в России. Он выписывал различные русские газеты и
журналы, получал письма от родных и друзей, в том числе от Некрасова и
Салтыкова-Щедрина.Затем постепенно, особенно после
возвращения в Россию в 1884, начал возвращаться в литературу.
Первая книга
стихотворений Жемчужникова была издана лишь в 1892 году (в 2-х томах, с
портретом автора и автобиографическим очерком) и была отмечена поощрительной
пушкинской премией в 1893 году.
В
гражданской лирике Жемчужникова, в его сатирических стихотворениях отразился
его общественный идеал – просвещенное демократическое общество, уважающее
свободу личности, независимость мысли. Ратовал за честного общественного
деятеля (“Памятник Пушкину”, “Забытые слова”, “Завещание”).
В 1900 году литературная
общественность Москвы довольно широко отметила 50-летие литературной
деятельности Жемчужникова. На юбилейном вечере историк литературы А. Н.
Веселовский зачитал поздравительную телеграмму Л. Н. Толстого: «Очень радуюсь
случаю напомнить тебе о себе сердечным поздравлением с твоей твердой и
благородной пятидесятилетней деятельностью. Поздравляю себя с тоже почти
пятидесятилетней с тобой дружбой, которая никогда ничем не нарушалась».
В 1900 году
он был избран почётным академиком Российской академии наук.
При жизни
поэта было издано еще два сборника его произведений: «Песни старости» (1900) и
«Прощальные песни» (1908).
Я жду, чтобы
теперь меня сменил поэт,
В котором доблести горело б ярче пламя,
И принял от меня не знавшее побед.
Но незапятнанное знамя.
Так писал поэт в своем «Завещании».
В котором доблести горело б ярче пламя,
И принял от меня не знавшее побед.
Но незапятнанное знамя.
Так писал поэт в своем «Завещании».
Русская
критика конца XIX века видела в Жемчужникове продолжателя поэтических традиций
классики. Его творчество высоко ценили Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н.
Толстой, они вдохновляли и всячески ободряли поэта. Жемчужников гордился сердечной
дружбой с Л. Н. Толстым, который писал в день полувекового литературного юбилея
поэта: «Очень радуюсь случаю напомнить тебе о себе сердечным поздравлением с
твоей твердой и благородной пятидесятилетней литературной деятельностью.
Поздравляю себя с тоже почти пятидесятилетней с тобой дружбой, которая никогда
ничем не нарушалась»
Семья
Е. А.
Жемчужникова, жена
С 1859 года
Жемчужников был женат на Елизавете Алексеевне Дьяковой (1833—1875), дочери
полковника Алексея Николаевича Дьякова (1790—1837) от второго брака его с
баронессой Марией Ивановной Д`Альгейм (ум. 1833). После смерти отца
воспитывалась мачехой — Елизаветой Алексеевной Дьяковой (1805—1886), урож.
Окуловой[2]. В браке имела детей:
• Ольга Алексеевна (1859—1920), хорошая музыкантша, в первом браке замужем за доктором медицины Александром Рорецем; во втором с 1892 года — за Михаилом Андреевичем Боратынским (1855—1924).
• Лидия Алексеевна (1860—1887)
• Анастасия Алексеевна
• Владимир Алексеевич
• Ольга Алексеевна (1859—1920), хорошая музыкантша, в первом браке замужем за доктором медицины Александром Рорецем; во втором с 1892 года — за Михаилом Андреевичем Боратынским (1855—1924).
• Лидия Алексеевна (1860—1887)
• Анастасия Алексеевна
• Владимир Алексеевич
Поэзия:
• Собрание
стихотворений [1892]
• Поэмы [1869]
Неосновательная прогулка;
Пророк и я;
Сны.
• Стихотворения [1895]
• Скворец [1856]
• Сны [1867]
• Поэмы [1869]
Неосновательная прогулка;
Пророк и я;
Сны.
• Стихотворения [1895]
• Скворец [1856]
• Сны [1867]
Переписка:
• Авдеев
М.В. Записка Авдеева к Жемчужникову [1866]
Об авторе:
•
Жемчужников А. М.: биобиблиографическая справка [1990]
• Соловьев В.С. Жемчужниковы А. М. и В. М. [1911]
• История русской литературы XIX века. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
• Соловьев В.С. Жемчужниковы А. М. и В. М. [1911]
• История русской литературы XIX века. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
Комментариев нет:
Отправить комментарий