Вопросы викторины:
1. Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом» и «Петром Великим нашей поэзии»?
2. Откуда взяты эти строки и кто их автор: «Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик»?
3. На берегу какой реки родился и вырос Михайло Ломоносов и напротив какого города, в названии которого соединились два слова, обозначающие возвышенности?
4. Был ли Ломоносов школяром, закончил ли он какую-нибудь школу?
5. По каким учебникам учился он, как и многие учащиеся того времени, назвав их впоследствии «вратами» своей учености?
6. Будущий ученый и писатель в 19 лет тайком отправился учиться в Москву. Как он добирался до столицы?2. Откуда взяты эти строки и кто их автор: «Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик»?
3. На берегу какой реки родился и вырос Михайло Ломоносов и напротив какого города, в названии которого соединились два слова, обозначающие возвышенности?
4. Был ли Ломоносов школяром, закончил ли он какую-нибудь школу?
5. По каким учебникам учился он, как и многие учащиеся того времени, назвав их впоследствии «вратами» своей учености?
7. Он поступил в старейшее высшее учебное заведение Московского государства, основанное в XVII в. Как оно называлось?
8. За кого пришлось ему себя выдать, чтобы поступить туда (крестьян не принимали)?
9. В какую страну отправили Ломоносова овладевать знаниями по философии, физике, химии, горному делу?
10. Первым значительным литературным произведением Ломоносова была «Ода на взятие Хотина» (1739). О каком Хотине идет речь?
11. Почему русский поэт XX в. В. Ходасевич так отзовётся об этой оде: «Из памяти изгрызли годы, За что и кто в Хотине пал, — Но первый звук Хотинской оды Нам первым криком жизни стал» (имеется в виду жизнь русской поэзии)?
12. У каких наук призывал учиться Ломоносов, став профессором химии: «через ... вымеривать, через ... развешивать и через ... высматривать»? Первую определяет он как «осторожную и догадливую», вторую как «точную и замысловатую», третью как «проницательную». 13. Какой всеобщий закон открыл Ломоносов, сформулировав его так: «Сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому»?
14. Чем, считал исследователь, можно отвратить электрическую грозовую силу?
15. Как поэтически выразил он мысль о бесконечности вселенной?
16. Изобретя русскую мозаику, Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвящённое победе Петра I над иноземными захватчиками. Какую битву изображает эта картина и как она называется?
17. Какой поэтический жанр предпочитал Ломоносов?
18. О ком или о чём размышлял поэт в своих философских одах «Утреннее размышление о ... » и «Вечернее размышление о ... »?
19. Какие научные трактаты в стихах писал Ломоносов?
20. Н. В. Гоголь сказал о Ломоносове: «Сила восторга превратила натуралиста в ...». В кого?
21. Какую оду посвятил Ломоносов «дщери Петровой», воспевая не столько её, сколько Россию?
22. О каких русских учёных мечтает он и с какими мировыми знаменитостями сравнивает их?
23. Кого одописец называл «богом России»: «Он бог твой был, Россия»?
24. Ломоносовская характеристика Петра I, деятеля и «подвижника»: «Строитель, плаватель, в полях, морях герой...», — предвосхищает пушкинскую: «То академик, то герой, то...». Продолжите ее.
25. Какую автохарактеристику даёт себе Ломоносов: «Хоть нежности сердечной В любви я не лишён, ... ... ... Я больше восхищён»? Кем восхищается поэт?
26. В том же «Разговоре с Анакреоном» автор обращается к живописцу с просьбой нарисовать «мою возлюбленную мать»: «О мастер в живопистве первой, Ты первой в нашей стороне... Изобрази ... мне». Кого или что нужно изобразить?
27. В каком сатирическом гимне Ломоносов осмеивал церковников, за что чуть не попал на Соловки?
28. О ком он писал: «В средине всех Планет он Солнце положил, Сугубое Земли движение открыл» и «презритель зависти и варварству соперник»?
29. Как остроумно решает спор двух астрономов повар в басне о Копернике и Птоломее: «В том, что Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел ... кругом ... »? Вставьте пропущенные слова.
30. Самые крупные ломоносовские произведения — «Тамира и Селим» и «Пётр Великий». К каким жанрам они относятся?
31. Кого поэт приветствовал следующими словами: «Науки, ныне торжествуйте: Взошла Минерва на престол»? И кто такая Минерва?
32. Чей это портрет и какая конкретная деталь в нем отмечена: «В тебе прекрасный дом создали Душе великой небеса, Свое блистание влияли В твои пресветлы очеса»?
33. Каким олицетворением часто пользовался Ломоносов: «Воздвиг Петрополь к небу ... », «брега Невы ... плещут», «И се уже ... багряной Врата отверзла в мир заря», « ... реки, восплещите»?
34. По мнению Ломоносова, «косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без ... ». Без чего?
35. Как стремился поэт и ученый упорядочить русский литературный язык?
36. Каким «штилем» рекомендовал он писать комедии, песни, эпиграммы?
37. Какие достоинства современных и древних языков совмещает в себе, по ломоносовскому утверждению, русский язык?
38. Ломоносов отвергал «фонетический принцип» письменной речи, сторонником которого был Тредиаковский. Что это за принцип?
39. О какой букве русского алфавита Ломоносов шутливо сказал, что она стоит «подпершись» и выглядит бодрее, чем ее тезка, которая не нужна русской речи, как и другая буква, — «немой место занял, подобно как пятое колесо»? Назовите эти буквы.
40. Какие два пособия написал Ломоносов по русскому языку и по теории литературы, ораторскому искусству?
41. Чем восхищался Ломоносов: «Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может!»?
42. «Чтоб торжествующий народ Предался в руки побежденных? О стыд, о странный оборот!»? О каком позорном событии (1762) говорит поэт?
43. Как относился Ломоносов к собственному поэтическому творчеству: «Стихотворство — моя ..., физика — мои упражнения»?
44. Почему, по мнению поэта и критика XIX в. П. А. Вяземского, «лира Ломоносова была отголоском полтавских пушек»?
Ответы на викторину:
1. А. С. Пушкин и В. Г. Белинский.
2. Н. А. Некрасов «Школьник».
3. Двина, Холмогоры.
4. Нет. В Холмогорах была церковная школа, но туда принимали только детей священнослужителей.
5. «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.
6. С обозом мороженой рыбы.
7. Славяно-греко-латинская академия.
8. За сына дворянина. Когда обман раскрылся, Ломоносов успел стать лучшим учеником академии и по окончании её был послан для продолжения учебы в Петербург и за границу.
9. В Германию, в города Марбург и Фрейберг.
10. О турецкой крепости, взятой русскими войсками.
11. Ода была написана четырехстопным ямбом, ставшим самым популярным стихотворным размером в русской поэзии.
12. «...геометрию», «...механику», «...оптику».
13. Закон сохранения материи.
14. Громоотводом.
15. «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна».
16. Полтавскую битву; «Полтавская баталия».
17. Оду — торжественное поэтическое стихотворение, посвящённое великим деяниям и личностям, высоким предметам.
18. О «Божием Величестве».
19. «Размышление по поводу северного сияния», «Письмо о пользе стекла».
20. В «поэта».
21. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны в 1747 году».
22. «Что может собственных Невтонов И быстрых разумом Платонов Российская земля рождать» (Невтон — Ньютон).
23. Петра Великого.
24. «...мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник».
25. «...героев славой вечной...». Ломоносов редко писал любовные стихи, предпочитая создавать произведения об исторических и героических личностях (например, о Петре I, Суворове, Копернике).
26. Россию.
27. В «Гимне бороде».
28. О Копернике.
29. «...очаг», «...жаркова».
2. Н. А. Некрасов «Школьник».
3. Двина, Холмогоры.
4. Нет. В Холмогорах была церковная школа, но туда принимали только детей священнослужителей.
5. «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.
6. С обозом мороженой рыбы.
7. Славяно-греко-латинская академия.
8. За сына дворянина. Когда обман раскрылся, Ломоносов успел стать лучшим учеником академии и по окончании её был послан для продолжения учебы в Петербург и за границу.
9. В Германию, в города Марбург и Фрейберг.
10. О турецкой крепости, взятой русскими войсками.
11. Ода была написана четырехстопным ямбом, ставшим самым популярным стихотворным размером в русской поэзии.
12. «...геометрию», «...механику», «...оптику».
13. Закон сохранения материи.
14. Громоотводом.
15. «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна».
16. Полтавскую битву; «Полтавская баталия».
17. Оду — торжественное поэтическое стихотворение, посвящённое великим деяниям и личностям, высоким предметам.
18. О «Божием Величестве».
19. «Размышление по поводу северного сияния», «Письмо о пользе стекла».
20. В «поэта».
21. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны в 1747 году».
22. «Что может собственных Невтонов И быстрых разумом Платонов Российская земля рождать» (Невтон — Ньютон).
23. Петра Великого.
24. «...мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник».
25. «...героев славой вечной...». Ломоносов редко писал любовные стихи, предпочитая создавать произведения об исторических и героических личностях (например, о Петре I, Суворове, Копернике).
26. Россию.
27. В «Гимне бороде».
28. О Копернике.
29. «...очаг», «...жаркова».
30. Трагедия и эпическая поэма (вторая не закончена).
31. Екатерину II; богиня мудрости в римской мифологии.
32. Дочери Петра I — царицы Елизаветы Петровны; голубые глаза.
33. «...руки», «...руками», «...рукой», «...руками».
34. «...грамматики».
35. Создал теорию «трех штилей», разделив все слова русского языка на три группы — общеупотребительная лексика, славянизмы, разговорные слова. В зависимости от использования той или иной группы лексики ученый выделил три стиля: высокий, средний и низкий.
36. Низким, используя разговорную речь и просторечия.
37. «Великолепие ишпанского», «живость французского», «крепость немецкого», «нежность итальянского», «богатство и сильную в изображении краткость латинского и греческого языков».
38. Писать, как говоришь.
39. «Ф» в отличие от Θ (фита) и Ъ (твердый знак). Последний был упразднен в конце слов лишь в XX в.
40. «Российская грамматика» и «Риторика».
41. Науками.
42. О мире с побежденной Пруссией, заключённом Петром III после того, как русские войска заняли Берлин, победив в Семилетней войне.
43. «...утеха».
44. Ломоносовская поэзия была рождена Петровской эпохой, Петровскими победами и преобразованиями, став их следствием.
31. Екатерину II; богиня мудрости в римской мифологии.
32. Дочери Петра I — царицы Елизаветы Петровны; голубые глаза.
33. «...руки», «...руками», «...рукой», «...руками».
34. «...грамматики».
35. Создал теорию «трех штилей», разделив все слова русского языка на три группы — общеупотребительная лексика, славянизмы, разговорные слова. В зависимости от использования той или иной группы лексики ученый выделил три стиля: высокий, средний и низкий.
36. Низким, используя разговорную речь и просторечия.
37. «Великолепие ишпанского», «живость французского», «крепость немецкого», «нежность итальянского», «богатство и сильную в изображении краткость латинского и греческого языков».
38. Писать, как говоришь.
39. «Ф» в отличие от Θ (фита) и Ъ (твердый знак). Последний был упразднен в конце слов лишь в XX в.
40. «Российская грамматика» и «Риторика».
41. Науками.
42. О мире с побежденной Пруссией, заключённом Петром III после того, как русские войска заняли Берлин, победив в Семилетней войне.
43. «...утеха».
44. Ломоносовская поэзия была рождена Петровской эпохой, Петровскими победами и преобразованиями, став их следствием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий